Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
                                          Опыт
         педагогической и общественной деятельности ветерана   
         педагогического труда МОУ Буланихинской средней
          общеобразовательной школы 

                  Михаила Михайловича Мокшина


 



 


Михаил Михайлович Мокшин родился в 1934 году в большой семье крестьян – колхозников в селе Буланихе Зонального района Алтайского края. Здесь окончил школу- семилетку на хорошо и отлично, за что был награждён книгой с подписью директора и школьной печатью. После окончания школы с 1950 по 1954 год учился в Бийском педагогическом училище, которое хорошо окончил и был направлен в Ельцовский район Алтайского края. Два с половиной месяца работал учителем и заведующим Родниковской начальной школы Ново – Каменского сельсовета Ельцовского района.
В ноябре 1954 года был призван на службу в армию, где находился до ноября 1956 года.
Служил в Читинской области, окончил полковую школу, стал командиром стрелкового отделения и вместе с этим помощником командира взвода.
Здесь он стал активным военкором дивизионной газеты «Танкист», был избран редактором стенгазеты и секретарём комсомольской организации роты. За примерную службу и активную общественную работу имел много благодарностей от командира воинской части, награждён двумя Почётными грамотами и книгой «Повести о Щёрсе». Его родители получили благодарственное письмо от командования части, ему был предоставлен краткосрочный отпуск с выездом в родной край, о нём писала газета «На боевом посту», дважды присваивались очередные воинские звания.


           В ноябре 1956 года он вернулся в родное село, а через неделю начал работать учителем начальных классов в Буланихинской средней школе. Работал увлечённо, творчески. С первых дней педагогической деятельности считал, что ключом к успеху учителя является воспитательная работа. Поэтому он стремился к тому, чтобы изучить характер каждого ученика, найти к нему подход, заставить его поверить в свои силы, способности, сделать его активной личностью в ученическом коллективе. Он вовлекал учащихся в повседневную работу как на уроках так и во внеклассных мероприятиях: организовывал различные кружки по интересам: «Умелые руки», художественной самодеятельности, проводил спортивные состязания между учащимися, совершал с ними экскурсии и поездки в окрестностях, к озёрам Уткульское и Ая, в город Бийск в краеведческий музей, на заводы и фабрики, в боровлянский лес и к истокам реки Буланихи. В классе работал литературный творческий кружок. Дети выпускали стенную газету и рукописные альбомы, куда переписывали лучшие сочинения, собственные рассказы и стихи, иллюстрировали их своими рисунками и фотографиями о жизни класса, отпечатанными  их учителем.
                В классе проводились выставки технического творчества, готовились концерты для родителей, отмечались дни рождения каждого ученика, читались коллективно интересные книги.
         Своей активной воспитательной работой учитель добился того, что в классе не стало отстающих учащихся, он ликвидировал второгодничество. Михаил Михаилович участвовал в районных педагогических чтениях, за что его наградили шеститомной детской энциклопедией. Ему доверили от Зонального района выступить с докладом из опыта воспитательной работы на краевых педагогических чтениях в городе Барнауле, и это доклад вошёл в коллективный сборник «За работу без второгодников», вышедший в Москве издательством «Просвещение» в1964 году. В это же время он был награждён значком «Отличник народного просвещения». За годы работы в начальных классах он получил несколько Почётных грамот от райкома и райисполкома. О его классе был снят телефильм, который демонстрировался Бийским телевещанием. Этому классу (пионерскому отряду) райком комсомола присвоил звание «Спутник семилетки».
         Его ученики, с которыми учитель проработал четыре года, перешли в пятый класс в 1961 году, и в этот же год Мокшина Михаила Михайловича назначили преподавателем русского языка и литературы. Он остался классным руководителем в своём классе и преподавал русский язык и литературу в 3-х пятых классах до 1965 года, то есть  в течении четырёх лет.


Руководил литературным творческим кружком, изучал новейшие методы преподавания русского языка и литературы, много времени уделял на своих уроках развитию устной и письменной речи учащихся, старался привить им настоящую любовь к чтению, развить стремления к культуре и знаниям. Его уроки были открыты для всех учителей школы, на них часто бывали руководители школ района и учителя, приезжавшие на различные семинары. Их отзывы были всегда положительными.


         В 1965 году М.М. Мокшин заочно окончил Бийский педагогический институт и в этом же году был назначен директором Буланихинской средней школы, в которой проработал учителем более десяти лет. Он хорошо знал педагогический коллектив, имел опыт в общественной работе: с начала руководил учительской комсомольской, потом партийной организациями, участвовал в работе методических секций и профсоюзной организации.
         Школа в то время находилась в старом помещении. Оно было тесным. Огромные круглые печи, обитые жестью, крышки старых парт были выкрашены чёрным лаком, на окнах не было штор, оформление классов угнетало своей бедностью. Занятия проводились в две смены. Вокруг школьного двора изгородь пришла в негодность.  А новый директор был убеждён внешний облик школы и её внутренне оформление имеют воспитательную силу, и в классах всегда должно быть красиво и уютно.
         Через год из классов были выброшены круглые печи, что занимали много места и своим мрачным видом угнетали психику. Они были не нужны, потому что школа обогревалась от котельной, построенной три года назад. Ученические парты выкрасили в светлые тона, на окнах появились шторы. Полностью обновилось оформление классов, в них появились деревянные панели. Классы стали просторней и светлее. Школьный двор окружила новая изгородь, во дворе появились цветочные клумбы, дорожки, посыпанные песком и шлаком, беседки для отдыха.
         В этот год впервые за много лет школа была награждена переходящим Красным Знаменем райкома партии и райисполкома.
         Настоящим бедствием для Буланихинской средней школы в то время была частая смена учителей, потому что им негде было жить: совхоз очень мало строил жилья,  а школьные деревянные домики были ветхими, в них никто не хотел жить. Директор стал просить в райисполкоме деньги на капитальный ремонт домов и ему поверили, стали выделять деньги. В райисполкоме знали, что Михаил Михайлович задумал перестроить полностью все дома за счёт капитального ремонта. Дома разбирались, заливался фундамент, гнилые брёвна заменялись новыми. За восемь лет было построено семь домов, в которых и сейчас живут учительские семьи. В ноябре 1971 года буланихинские учителя и учащиеся справили новоселье: в селе появилась современная двухэтажная школа. Очень много надо было сделать по её оборудованию, оформление кабинетов, благоустройству школьной территории.
         Директор вместе с педагогическим коллективом и учащимися с энтузиазмом взялся за эту работу. В короткий срок были оформлены кабинеты, появился зал боевой и трудовой славы, классы обрели настоящий уют, территории школы озеленили елями, соснами, берёзами, облагородили цветочными клумбами.
         И снова школа получила переходящее Красное Знамя, а чуть позднее была награждена одной из первых школ в крае переходящим призом «Золотой колос». Она ежегодно в соревнованиях занимала и занимает призовые места в районе, награждается Почётными грамотами, денежными премиями и ценными призами.
         Но за решением хозяйственных вопросов Михаил Михайлович не забывает и главную задачу – это обучение и воспитание учащихся, мобилизацию всего педагогического коллектива на дружную, творческую и эффективную повседневную работу. Он утрами первым приходит в школу и уходит из неё последним.
         Большое значение он придаёт планированию работы на год, методическому просвещению учителей, распространению передового педагогического опыта, шефству опытных учителей над молодыми, деятельности ученической организации, качеству проводимых уроков и внеклассных мероприятий, развитию инициативы учителей и учащихся. Он тщательно готовится вмести с учителями к проведению педагогических советов, методических совещаний, ученических вечеров  всех школьных мероприятий. По его воле вошли в школьную жизнь и стали традиционными такие общешкольные мероприятия, как вечер встречи бывших выпускников, слёты отличников и ударников учёбы с вручением им Почётных грамот, а родителям – благодарственных писем, с большим концертом и праздничным угощением. Ежегодно в школе проводятся зимние и летние спортивные олимпиады, выставки детского творчества, смотры художественной самодеятельности всех классов, конкурсы рисунков, чтецов, тематические вечера для 5-8 и 9-11 классов, утренники для начальных классов, игра «Зарница». Работают кружки танцевальный, живописи, кройки и шитья, спортивные секции.
          На районных конкурсах часто буланихинские школьники занимают призовые места. В этом есть большая заслуга директора школы М.М. Мокшина. Он умеет вдохновить каждого учителя на творческую работу, дать хороший совет, оказать практическую помощь в решении того или иного вопроса. О многих учителях он писал статьи в районную газету, посвящал стихи, лучших работников награждал Почётными грамотами, всем в юбилейные дни рождения заказывал в типографии Памятные адреса. За период его директорской работы шесть учителей награждены значком «Отличник народного просвещения», одиннадцать медалью «Ветеран труда».
         В то же время директор школы награждается медалью «За освоение целинных и залежных земель», «За доблестный труд. В ознаменование столетия со дня рождения В.И. Ленина», значками ЦК ВЛКСМ и Совета пионерской организации, грамотами райкома ВЛКСМ, райкома партии и райисполкома, крайкома партии и крайисполкома. Таких грамот он получил более десятка. В селе авторитет его велик. Его избирают неоднократно депутатом Буланихинского Совета народных депутатов, он – член Совета парткома, член правления рапкоопа, член райкома комсомола и райкома партии.
         Ему приходится часто выступать перед жителями села с лекциями и докладами, на различных совещаниях, различных слётах и пленумах. И он на всё находит в себе силы и энергию, при этом обогащая свою память новыми знаниями. У него никогда не было мысли, чтобы перейти на другую работу.
          Но в 1973 году буланихинские коммунисты избрали его секретарём парткома совхоза «Власть труда». Пришлось подчиниться их решению и партийному Уставу.
           Работа в парткоме была запущенной: собрания проводились от случая к случаю, некоторые коммунисты не посещали их и не желали платить партийные взносы, идеологической работы не было.
          Пришлось новому партийному секретарю многие вопросы начинать с нуля. Он ежедневно встречался с рабочими совхоза на фермах и полевых станах, в мастерских и на строительных участках, помогая комсомольскому секретарю активизировать работу с молодёжью. Вопросы организации соцсоревнования, оформление производственных участков наглядной агитацией, выпуск стенгазет, шефство – наставничество, индивидуальная работа с коммунистами, лекционная пропаганда, работа Дома культуры и библиотек – всё это было повседневными заботами секретаря парткома.
Его старания не пропали даром. Райком партии стал одобрительно отзываться о Буланихинской партийной организации.
         Прошло всего десять месяцев. И М.М. Мокшина избирают секретарём по идеологии Бийского райкома КПСС. Ему пришлось переехать на постоянное жительство в город Бийск.


Теперь полем его трудовой деятельности стал большой Бийский район.
         В его ведении были вопросы: руководство работой отдела пропаганды и агитации, общества «Знание», «Охраны природы», Советского фонда мира, ДОСААФ, народного образования, культуры, здравоохранения, партийная и экономическая учёба, наглядная агитация, социалистическое соревнование, печать, шефство – наставничество, физкультура и спорт, и многое другое. Секретарь по идеологии старался объединить руководителей этих организаций, планово проводил с ними совещания, планировал их совместную работу. Часто бывал в сёлах, встречался с руководителями и специалистами хозяйств, посещал детские сады, школы, больницы, медпункты, клубы и библиотеки, выступал перед животноводами и полеводами. И как всегда, много писал в районную газету статей о роли соцсоревнования и наглядной агитации в воспитании тружеников о шефстве и наставничестве, о развитии физкультуры и спорта, народного образования, культуры, здравоохранения, селькоровской активности, о роли специалистов в воспитании трудовых коллективов. В это период он становится членом Союза журналистов СССР, его награждают медалью «Ветеран труда», грамотой крайкома КПСС, президиума Советского фонда мира. Его статьи публикуются в журнале «Агитатор Алтая» в 1977 и в 1982 годах, в сборнике Бийского пединститута «Повышение социальной роли сельского учителя» (1983 г.), в сборнике  Алтайского книжного издательства «В центре внимания – человек» (1985 г.). Он продолжает писать стихи, которые публикуются в газетах «Ленинский путь», «Бийский рабочий», «Молодёжь Алтая», «Алтайская правда», в коллективных сборниках «Золотое озеро» (1976 г.), «Родники» (1980 г.), «Родная природа» (1981 и 1983 гг.), в Алтайском книжном издательстве выходят его книжки «Летний день» (1981 г.) и «Жарки на поляне» (1984 г.) с положительными отзывами о стихах


 М.И. Юдалевича.


         В период работы секретарём райкома партии начинались ежегодные Шукшинские чтения и открытие музея В.М. Шукшина. М.М. Мокшин принимал непосредственное участие от имени райкома КПСС в организации Шукшинского праздника и подготовке к открытию музея до 1986 года. Шестые чтения открывал он своим выступлением. Об этом сказано в книге «С высоты Шукшинского Пикета», что вышла в Алтайском книжном издательстве в 1998 году, в ней опубликовано его стихотворение «Чуйский тракт гудит аэродромом». Им написано о В.М. Шукшине и опубликовано в разных газетах и книгах более 30 стихотворений.
         Секретарём райкома КПСС он проработал 12 лет. Но душа не привыкла к городской жизни. Её властно звали к себе родное село, школа, педагогическая работа.
         За прожитые годы он собрал материал и написал историю Буланихи со дня основания до наших дней. В ней документально рассказано о первых жителях села, о его развитии в экономике, культуре, образовании, о революции и гражданской войне, о создании коммуны и колхозов, о жизни времён 30 –х и 40 – х годах, о Великой Отечественной войне и послевоенном периоде.
         Эта история вошла в книгу «Зональный район» (2003 г.), в которую включена подборка его стихов, посвящённая всем сёлам Зонального района. Кроме истории села в прозе, он написал историю в стихах. Их используют учителя и библиотечные работники при проведении мероприятий, посвященных Буланихие и буланихинцам, а школьники пользуются ими в написании сочинений.
         В августе 1986 года М.М. Мокшин вернулся в Буланиху в родную школу и проработал директором до 1999 года, т.е. ещё тринадцать лет. Его общий директорский стаж – 21 год.
         В запущенном состоянии принял родную школу он, возвратившись в село. Окна разбиты, в дверях вместо стёкол – фанерные листы, цементное крыльцо разбито, фундамент осыпался, в классах и коридорах - убогое оформление – трубы и батареи протекают, котельная требует капитального ремонта, полы во многих местах провались, изгородь вокруг школы разрушена. В этот год районная комиссия отказалась принимать готовность школы к новому учебному году. Новый директор принял руководство школой за три дня до начала занятий. Очень угнетённо чувствовал он себя весь учебный год. А когда пришло лето, он работал с рассвета до тёмной ночи: доставал для ремонта школы краску, известь, трубы, фанеру, деревоплиту, стекло, плахи и тёс. Он обратился за помощью к учащимся и их родителям, ко всем работникам школы. И они пришли на помощь.


Школа на всё лето превратилась  в строительный объект, в ней не угасал свет до 12 часов ночи. И вновь школа преобразилась, помолодела и похорошела.
         Районная комиссия приняла её с оценкой отлично, коллектив школы был награждён переходящим Красным знаменем и денежной премией, а директор школы – похвальной грамотой.
         Школа в течение этих 13 лет в районе была на хорошем счету, занимала призовые места как по подготовке к учебному году, так и по


 учебно – воспитательной работе. В эти годы директор школы награждается настольной Ленинской медалью, избирается членом бюро Зонального райкома КПСС, депутатом Краевого Совета народных депутатов. Он продолжает быть районным журналистом, его статьи, рассказы и стихи печатаются в газетах и журналах, выходят в свет книги его стихов: «Признание в любви» (1994 г.), «Село под небом голубым» и «Солнечные родники» (1998 г.).
         В апреле 1999 года в возрасте 65 лет директор Буланихинской средней школы был вынужден уйти на пенсию в связи с болезнью ног (сужение кровеносных сосудов). В 2001 году болезнь лишила М.М. Мокшина ног и приковала его к инвалидной коляске. Однако, он, перенося боли, продолжает жить заботами о школе, помогает учителям в её оформлении, в проведении внеклассных мероприятий, публикует статьи, рассказы и стихи в газетах, журналах и коллективных сборниках. За последние годы изданы его книги стихов и рассказов: «Душа и память» (2002 г.), «Мы живём в селе»


(2003 г.), «Святой источник» (2003 г.). Его стихи опубликованы в коллективном сборнике бийских поэтов «Дыхание времени» (2004 г.), в 13 томе библиотеки «Писатели Алтая» (2002 г., составитель В. Казаков), в московском журнале «Роман - газета 21 век».
         В настоящее время учителя г. Бийска работают над составлением хрестоматии по литературе Алтайского края для начальных классов.


Уже изданы такие книги для второго и третьего классов, куда вошли стихи и рассказы М.М. Мокшина.
         Составители Шнайдер и Герцен издали книгу «Литературный Алтай» о писателях нашего края. В этой энциклопедической книге дана краткая биография с фотографией М.М. Мокшина перечислены изданные его книги, коллективные сборники и журналы, в которых печатались его произведения.
         В настоящее время им подготовлена рукопись книги его стихов и рассказов, которую намерена издать администрация Буланихи в 2008 году к 230 - летию села. Готова новая рукопись стихов и рассказов для детей.


Ветеран труда, Почётный гражданин Буланихи и Почётный гражданин Зонального района продолжает и сегодня быть учителем, воспитателем и просветителем. Большинство учителей Буланихинской средней школы.


ПТУ -58, воспитателей детсада, работников библиотек, участковой больницы, специалистов сельского хозяйства в Буланихе – это бывшие ученики нашей школы. Они хорошо помнят учителя и директора школы М.М. Мокшина и отзываются о нём с искренним уважением. Ведь это он многие годы вручал документы об окончании средней школы, это он был с ними всегда вместе и в будни и в  праздники.
         У него два сына, оба окончили Бийский пединститут и многие годы работают учителями в Буланихинской средней школе. Две его внучки окончили Бийский педагогический университет им. В.М. Шукшина, третья внучка в настоящее время учится в Бийском педагогическом колледже, внук с отличием окончил Ульяновское высшее военное училище и в звании капитана служит в г. Новосибирске. Его профессия тоже относится к педагогической. Так что учительская династия Мокшиных продолжается.
         Всей своей жизнью, трудовой деятельностью, творчеством Михаил Михайлович ведёт просветительскую работу в области литературы и искусства, истории и культуры Алтайского края, пропаганду педагогических знаний, шефство – наставничество.
                                                           

                                                   Члены методического совета
                                                             МОУ Буланихинихинской средней 
                                                             общеобразовательной школы
                                                              Ридель В.А.
                                                              Егорова Н.А.

                                                    Тишкова Л.Н.
                                                              Шишова Л.М.
                                                              Саблина Н.В.